Онлайн-консультация

Недельное меню. Делаем рацион полезным и сбалансированным

МедАссистанс  -  Авг 15, 2013  -  Комментариев нет

Любите ли вы готовить? Только честно! Несомненно, кто-то ответит утвердительно. Но очень и очень многие признаются: не очень. А хотите ли, чтобы ваша семья питалась полноценно, разнообразно и вкусно? Здесь уж в ответах сомневаться не приходится. Как же совместить нежелание подолгу стоять у плиты и стремление накормить детей самым нужным и полезным? Для ответа на этот вопрос Дарья Черненко, мама двух маленьких дочерей, создала сайт Меню недели, где представляет свою методику планирования недельного рациона.

— Дарья, для чего можно и нужно составлять меню на неделю?

— Составление недельного меню решает сразу несколько задач. Во-первых, это позволяет не мучиться ежедневным вопросом, что приготовить на обед или на ужин. Во-вторых, чёткое планирование рациона семьи помогает сократить время, затрачиваемое на походы в продуктовый магазин и на собственно готовку. Достаточно раз в неделю потратить полчаса-час на планирование блюд и составление списка покупок, отвести ещё час-другой на покупки – и время, которое раньше уходило на постоянные заходы в магазин, можно смело тратить на интересные и любимые дела. Приятным бонусом для составляющих меню становится то, что такой подход позволяет значительно экономить деньги. Дело в том, что покупая продукты по списку, мы не берём ничего лишнего. И, как правило, в рационе преобладают домашние блюда: согласитесь, приготовить кусок мяса самостоятельно гораздо дешевле, чем купить уже готовое. Кроме того, если количество продуктов рассчитано ровно на одну семью, то ничего не пропадает и не выкидывается. Таким образом, ключевые задачи, которые решает составление меню, – это экономия времени, сил и денег.

— Перечислите основные шаги в составлении меню.

— Сначала надо определиться, нужно ли конкретно вашей семье составлять меню. Есть семьи, где любят действовать спонтанно: захотелось что-то приготовить – пошли в магазин, купили продукты и приготовили. Но если на первом месте стоит желание сократить время, проводимое на кухне, то предпочтительнее составить меню. То есть первый шаг – определить, нужно ли составлять меню именно вам. Затем нужно договориться со всеми домочадцами о том, что семья начинает жить по новым правилам, что каждый день готовится запланированное, что никто просто так не съедает лежащие в холодильнике продукты, которые куплены для конкретных блюд. Следующий шаг – вспомнить блюда, которые вы умеете готовить. Часто женщина, знающая немало блюд, готовит ежедневно одно и то же. Стандартный набор, о котором можно не задумываться: два-три супа, несколько вариаций горячего, пюре, каши. Однако если составить список, то легко обнаружить, что любая хозяйка способна на большее. И составить меню, имея такой список перед глазами, гораздо проще. Такая мера позволяет значительно разнообразить рацион. Наконец, расписывается собственно меню, по дням, по приёмам пищи. Составляется список покупок. С этим списком семья (или только папа) отправляется в магазин. Все продукты закупаются, складываются в холодильник. Таким образом, вопрос, что приготовить, решён на неделю вперёд. Кстати, опыт показывает, что выделять время для составления меню удобнее всего в пятницу, а ходить по магазинам – в один из выходных.

— Что такое, на ваш взгляд, правильное и сбалансированное питание для ребёнка?

— Сложно ответить коротко на такой серьёзный вопрос. Но, пожалуй, главное в здоровом питании – это разнообразие. Основой рациона и ребёнка, и взрослого человека являются фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты, крупы, хлебные изделия. Чем больше продуктов и блюд будет входить в рацион, тем лучше. Прекрасно, если в один день ребёнок получит и творожок, и кусочек рыбы, и кусочек мяса, и кефира попьёт, и яблоко съест, и морковку погрызёт.

— Как с помощью недельного меню сделать питание сбалансированным? Необходимо прописать для ребёнка каждый приём пищи?

— Да, это самый идеальный вариант. Любая мама несколько раз в день размышляет, чем накормить чадо. Обычно вопрос завтрака решается кашей, на обед подаётся суп, на полдник – творожок или фрукты, на ужин – то, что ест вся семья (только пища адаптируется для ребёнка). Но если задуматься об этом заранее и раз в неделю составлять меню, то можно обеспечить разнообразие. Блюда не будут повторяться ни разу в течение недели, а то и в течение нескольких недель. Можно сделать так, чтобы ребёнок каждый день кушал полезные продукты. Например, трижды в неделю готовить рыбное блюдо, трижды – мясное. Каждый день давать что-то молочное: запеканку, молочный коктейль, творожный мусс и так далее. Такой подход позволяет не наскучить ребёнку одними и теми же блюдами и на запрос: «Мама, хочу кушать!» – не доставать из холодильника дежурную сосиску, а предложить что-то полезное.

— Каким образом можно рассчитать порции того или иного нужного для ребёнка продукта?

— На тренингах по питанию детей, которые я провожу, даются рекомендованные педиатрами таблицы, где по граммам расписано, сколько должен есть ребёнок в каждом возрасте. Но все дети разные, поэтому все эти рекомендации существуют, чтобы маме было легче сориентироваться. Вооружившись этими знаниями, можно примерять их к своему ребёнку. При этом надо учитывать, что есть дети-малоежки, а есть те, кто отличается хорошим аппетитом и способен съесть порцию не меньше папиной. Самое главное – предлагать ребёнку полезную еду. Если он хочет есть – хорошо, если не хочет – заставлять не стоит. Вот принципы, на которые мы опираемся и которые всем рекомендуем.

— Имеет ли смысл составлять отдельное меню для детей, или лучше с самого начала организовать общий стол?

— Это зависит от ситуации в конкретной семье. Если у ребёнка есть аллергия или непереносимость какого-то продукта, очевидно, что ему нельзя определённые взрослые блюда. В ситуации, когда ребёнок здоров, мы рекомендуем поступать таким образом. Как только ребёнок созреет для того, чтобы есть какой-то продукт со взрослого стола, надо стараться, чтобы взрослые сами его употребляли, и одновременно давать ребёнку. Самый правильный подход – двигаться сразу с двух концов. Во-первых, переводить взрослых на здоровое питание, то есть самим питаться тем, что можно дать детям. Во-вторых, как можно раньше переводить детей на общий стол. Есть ещё один вариант: одно и то же блюдо можно готовить по-разному для взрослых и детей. Например, делаем фарш для котлет. Одну часть котлет готовим на пару – для детей, а другую часть поджариваем – для папы, который не любит паровые котлеты. Времени это занимает не больше, чем приготовление одной партии блюда, так как основа одна.

— Что делать, если ребёнок отказывается есть запланированное и приготовленное блюдо?

— Мне кажется, это вопрос не столько кулинарии и составления меню, сколько вопрос педагогики. На тренингах по составлению меню, которые я веду уже третий год, я заметила такую закономерность. Если приходит мама одного ребёнка от полутора лет и старше, то зачастую этот ребёнок имеет проблемы с питанием: он или привереда, или малоежка, или от каких-то продуктов отказывается. Я подсказываю пути решения этих проблем. Если приходит мама двух детей, то проблемы бывают реже. Однако если они есть, то чаще со старшим ребёнком. Если же приходит многодетная мама, то почти наверняка проблем нет: дети едят всё, в соответствии с поговоркой «в большой семье клювом не щёлкай». Я убедилась, что вопрос здесь не в детях, а в маме, в том, как она организует процесс питания, как преподносит полезные блюда ребёнку. Когда в семье принято, что все едят одно и то же и ничего никому отдельно не готовится, ребёнок принимает эти правила игры. Если же мама соглашается готовить для ребёнка отдельно, и порой не по одному блюду, то дитя этим пользуется по полной программе.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших тренингах.

— На сайте «Меню недели» мы проводим два тренинга. Первый тренинг – по составлению меню. Его основная задача – организовать процесс питания таким образом, чтобы он отнимал как можно времени, сил и денег. В течение двух недель мы с участницами учимся не только составлять меню, но и осваиваем приёмы оптимизации покупок, хранения и приготовления продуктов, изучаем ведение домашней бухгалтерии в области питания. Кстати, я заметила, что больше всего результатами тренинга довольны мужья участниц: их кормят вкусно, разнообразно, и жена при этом не напоминает загнанную лошадь, а получает удовольствие от процесса и чувствует себя хорошей хозяйкой. Второй тренинг – по питанию детей. На него, как правило, приходят мамы, которые понимают, что они несут ответственность за здоровье своих детей, а основы здоровья закладываются правильным питанием. Однако что-то у них не получается: или ребёнок отказывается есть определённые продукты, или у него пищевая аллергии, или в семье нет взаимопонимания в вопросе кормления детей. В течение двух недель мы решаем эти проблемы. Причём на тренинге поднимаются вопросы не только питания, но и здоровья, педагогики, психологии. Оба тренинга я веду вместе с врачами-педиатрами, потому что у участников зачастую возникают специфические проблемы и вопросы, требующие профессионального, медицинского взгляда.

Беседовала Дарья Бехтенёва

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA
*