Онлайн-консультация

Хорошие новости для пациентов, чьи права были нарушены при оказании медицинской помощи в системе ОМС

МедАссистанс  -  Окт 22, 2012  -  1 Комментарий

С сегодняшнего дня Вы можете получить новую услугу — консультацию специалиста по медицинскому праву. Наш консультант ответит на все ваши вопросы, касающиеся вопросов оказания медицинской помощи. Для получения консультации вам необходимо написать письмо в рубрике ЗАДАТЬ ВОПРОС.

Предлагаю вашему вниманию статью специалиста по медицинскому праву, к.ю.н., директора юридической компании «Дубровская и Плеханова» Плехановой Людмилы Николаевны:

 Хорошие новости для пациентов, чьи права были нарушены при оказании медицинской помощи в системе ОМС

 28 июня 2012 года было принято Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое имеет революционное значение в области защиты пациентом своих прав при оказании медицинской помощи.

Прежде всего, указанным документом было признано, что действие законодательства о защите прав потребителя распространяется на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). В то время как до настоящего времени суды отказывали пациентам в применении Закона РФ «О защите прав потребителей» к оказанию таких услуг, объясняя это тем, что данные услуги оказываются безвозмездно. Распространение действия этого закона на медицинские услуги в системе ОМС существенно расширяет права пациента. Так, например, именно закон о защите прав потребителей позволяет получить компенсацию морального вреда в ситуациях, когда были нарушены права пациента на информацию об услуге, на безопасность услуги, на сведения об исполнителе услуги, на выбор действий при обнаружении недостатков услуги и прочие права, предусмотренные законом РФ «О защите прав потребителей».

Более того, названное Постановление подтверждает отсутствие необходимости доказывать фактическое наличие морального вреда в случае нарушения прав потребителя медицинских услуг, так как уже само по себе такое нарушение свидетельствует о наличии морального вреда и праве на его денежную компенсацию. В частности, если какое-либо свойство или условие оказанной услуги окажется для вас неприятной новостью уже после оказания соответствующей медицинской помощи, то медицинская организация обязана компенсировать вам моральный вред, нанесенный тем, что она не исполнила требования законодательства предварительно проинформировать вас об этом условии. При этом вам не придется убеждать суд в том, что вы действительно терпите от этого физические или нравственные страдания, поскольку при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Наконец, замечательная новость состоит в том, что теперь штраф в размере 50% от взыскиваемой с медицинской организации суммы (за отказ от добровольного исполнения законных требований потребителя) будет выплачиваться в пользу пациента, а не в доход бюджета, как это происходило ранее.

Более эффективной будет теперь и защита прав пациента при выявлении дефектов при оказании медицинской помощи в системе ОМС. В частности, статья 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет при обнаружении недостатков оказанной медицинской услуги потребовать возмещения понесенных пациентом расходов по устранению недостатков оказанной услуги третьими лицами. Другими словами, пациент, получивший некачественную медицинскую помощь в системе ОМС, может обратиться в другую медицинскую организацию для исправления ее недостатков, в том числе, за плату, а затем полностью возместить понесенные расходы. При этом Закон требует от недобросовестной медицинской организации исполнить требования пациента о таком возмещении в десятидневный срок со дня его предъявления.

Сложным остается вопрос о защите прав пациентов при нарушении сроков оказания медицинской помощи, установленных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной год. Так, в 2012 году в Новосибирской области сроки ожидания предоставления плановой медицинской помощи составляют:

  • врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) — не более 2 рабочих дней с момента обращения;
  • врачи-специалисты — не более 7 дней с момента обращения;
  • диагностические исследования — не более 14 дней;
  • дневные стационары всех типов — не более 20 дней;

При этом пациенты по неотложным показаниям обслуживаются в день обращения.

Думаю, что почти каждый пациент сталкивался с ситуацией, когда эти сроки не выдерживались. Особенно это касается проведения дорогостоящих диагностических обследований и консультаций узких специалистов.

К сожалению, Закон «О защите прав потребителей» говорит о праве потребителя на соблюдение сроков оказания услуг, установленных только правилами оказания отдельных видов услуг, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или договорами об оказании услуг, которые в системе ОМС с пациентом не заключаются. Однако и здесь ситуация не является безнадежной, так как остается возможность применить иные правовые способы защиты, не связанные с законодательством о защите прав потребителей.

1 Комментарий к Хорошие новости для пациентов, чьи права были нарушены при оказании медицинской помощи в системе ОМС

  1. Юлия
    09.01.2013 01:52

    Спасибо, очень важная информация

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA
*